Выберите язык

События

25 апреля в Русском музее открылась первая в истории выставка произведений выдающегося художника Ивана Вишнякова!

В Михайловском замке открылась уникальная выставка «Живописных дел мастер…», приуроченная к 325-летию со дня рождения Ивана Вишнякова – одного из крупнейших художников XVIII века, портретиста, монументалиста, реставратора, педагога, более двадцати лет возглавлявшего Живописную команду Канцелярии от строений.

В экспозиции представлено десять ценных сохранившихся портретов кисти мастера. Среди них – парные портреты супругов Тишининых – единственные известные подписные работы Вишнякова, служащие эталоном для определения других его произведений, портрет дочери шотландского дворянина Сарры-Элеоноры Фермор, ее брата Вильгельма-Георга и князя Федора Голицына. Неоднократно писал Вишняков и большие парадные портреты императрицы Елизаветы Петровны. Впервые зрители увидят семнадцать образов из иконостаса Троицкой соборной церкви, созданных художником в 1755 году. Они были отреставрированы в Русском музее в 2000 – 2024 годах.

Выставка «Живописных дел мастер…» продлится до 1 июля 2024 года по адресу: Санкт-Петербург. Михайловский замок, ул. Садовая, 2.

 

Иван Яковлевич Вишняков (1699 – 1761). Портрет Ксении Ивановны Тишининой. Россия, 1755 г. Холст, масло.

К.И. Тишинина(1736 – 1757), урождённая Тарбеева, замужем за Н.И. Тишининым с 1751 по 1757 гг. На обороте надпись: «Портрет Ауиньи Тарьбеевой представляет в полном венчальном уборе который брак был в 1752 году с Николаем Тишининым: отроду 19 лет писан в 1755 году надворным советником живописным мастером Вишняковымъ». Поступление 1927 г. от А.М. Четверикова. (РБМ-39. Ж-39).

***

Биография Аксиньи (Ксении) Ивановны Тишининой значительно скромней и короче, чем у её жениха и мужа Н.И. Тишинина. Тем не менее, художник создал образ не менее значимый, на равных участвующий в создании ансамбля из двух живописных полотен. Их объединяет и почти поколенный формат, и венчальные кольца с бриллиантами на мизинцах. Фигура чуть развернута и смещена влево, в сторону супруга. Возможно, художник не сразу нашел окончательный формат полотна; холст, на котором написан портрет, надставлен справа, будто бы для ощущения движения в композиции, до этого строго симметричной. «На рентгенограмме видно, как несколько раз менялось положение левой руки и что под фоном проступает другой рисунок рукава и платья». Впрочем, строгая вертикаль корпуса, подчеркнутая опущенным вниз сложенным веером, симметрия выступающей из тени освещенной части лица придают фигуре торжественную статичность, столь свойственную портретам Вишнякова.

Гладко зачесанные напудренные волосы модели с красными в тон платью цветами схвачены черным бантом на затылке. Миловидное лицо – румяное и кареглазое, с черными бровями и плотно сжатыми губами – сохранило детскую пухлость щек, но взгляд серьезен, грустен, отрешен от суеты мира. К.И. Тишинина одета в нарядные краснокирпичные цвета платье, расшитое серебристыми кружевами по вырезу на груди, на лифе, кринолине, на рукавах. По выражению Т.В. Ильиной, это сочетание цветов «невольно вызывает в памяти красные баженовские постройки с их белокаменной резьбой». Иллюзорно-вещественно передан материал платья с вытканным узором; корпусная живопись велась по цветным имприматурам. Довольно большой вырез платья, отнюдь без эротического оттенка, создаёт своего рода постамент для лица. Костюму свойственна декоративная роскошь, театральность и праздничность, а яркая локальность пятна усиливает драматизм звучания, при этом чуть иронично подчеркнута громоздкость наряда, сковывающего движения. Аксессуары усиливают ощущение исключительности события: на груди – роза, в правой руке – сложенный веер, у пояса – модные и дорогие золотые часики с ключом на шатлене. Справа от фигуры видна аллея парка, образованная темными боскетами с фонтаном в глубине. За правым плечом, как положено в парадных портретах, видна колонна.

Облик юной невесты с лицом ребенка пленяет душевной чистотой, искренностью и непосредственностью чувств; в портрете мастером соединены свойственные рококо хрупкость, утонченность и берущие начало в иконе и парсуне высокая духовность и простодушие с оттенком наивности.

***


 

Иван Яковлевич Вишняков (1699 – 1761). Портрет Николая Ивановича Тишинина. Россия, 1755 г. Холст, масло

На обороте надпись: «Портрет Николая Тишинина представляет в точном венчальном уборе который брак был в 1752 году сентября 2-го дня с Ауньею Тарбеевой намалёван в 1755 году, отроду 28 лет, живописным мастером надворным советником Вишняковымъ». Поступление 1927 г. от А.М. Четверикова. (РБМ-40. Ж-38)

Н.И. Тишинин (1727 – 1775), капитан лейб-гвардии Измайловского полка, основатель усадьбы Тихвино-Никольское под Рыбинском, принимал в усадьбе Екатерину II во время ее путешествия по Волге в 1767 г.

***

Парные портреты супругов Тишининых – единственные известные подписные работы И.Я. Вишнякова, служащие эталоном для определения других его произведений. По тонкости психологических характеристик, совершенству композиционно-ритмического строя и изысканному колориту портреты составляют единый гармоничный ансамбль. В парадных портретах четы Тишининых наивная гордость переполняет изображенных в самый торжественный момент их жизни. Лица жениха, полного грандиозных замыслов, и невесты, по-детски важной, живут собственной душевной жизнью над неуклюжим изяществом торжественных костюмов.

Свадебный портрет гвардейского офицера, провинциального помещика своеобразно соединяет лиризм и интимность рококо с серьёзностью, величавой сдержанностью и душевной теплотой древнерусского искусства.  

Н.И. Тишинин изображен почти поколенно, стоящим у стола, подбоченясь, на фоне коричневого занавеса. Уверенная фигура молодого дворянина, облаченная в отделанный серебряной парчой черный кафтан с огромными обшлагами и серо-белый камзол с золотым "чешуйчатым" узором, заполняет почти все пространство картины. Под мышкой – шляпа-треуголка с серебряным позументом. Колорит портрета выдержан в изысканных серебристых тонах, виртуозно и мягко написаны кружева манжет и жабо. И над великолепием костюма возвышается умное, худощавое, почти аскетическое лицо одного из самых культурных и образованных помещиков Ярославской земли. Но, несмотря на легкую, сдержанную улыбку, ему свойственна некая горделивая важность. Эти черты – неотъемлемая часть самой натуры Н.И. Тишинина. Его левая рука держит свиток с овальным гербом, дописанным позднее, уже без участия Вишнякова. Известно, что утвердить официально свой герб Тишинину не удалось, однако искушения изобразить его на портрете он не избежал. Даже оконные решетки усадебной церкви были украшены монограммой владельца.

Богатая многослойная живопись содержит в себе все характерные черты вишняковской манеры и технологии письма: широкий длинный мазок, не читаемый на лице, мягкие переходы от лица к фону, тонкие градации света и тени, а также использование цветного грунта в тенях и неравномерность грунтовки.

***

Хохлова Ирина Львовна, искусствовед, заведующая художественным сектором экспозиционного отдела

 

Адрес

152901, Ярославская область, город Рыбинск, Волжская набережная, 2

+7 (4855) 28-40-04 (Заказ экскурсий)
+7 (4855) 28-39-94 (Администратор)
+7 (4855) 22-21-90 (Приёмная)
rmz@rybmuseum.ru

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке

 

Яндекс.Метрика