27 мая де
нь города Санкт-Петербург, в этом году городу исполняется 317 лет! Поздравляем жителей Санкт-Петербурга, его пригородов и Ленинградской области с праздником!
В судьбе каждого города есть знаменательное событие, которое становится поворотным пунктом в его истории. Так создание новой российской столицы открыло новую страницу в жизни Рыбинска. Три века назад новую столицу строила вся Россия. Будучи самым северным городом излучины Волги, выше которой начиналось мелководье, Рыбинск с начала XVIII века стал крупнейшим транспортным, перевалочным, торговым центром, рынком хлеба и торговой силы.
Чтобы ощутить эту настроенность Рыбинска на Петербург необходимо пройти по улицам старой части города. Дух старого купеческого города ощущается в историческом центре, практически не тронутом в советское время. Рыбинск получил статус города в 1777 году и получил регулярный план застройки, повторяющий план Санкт-Петербурга. Главные улицы должны быть параллельно Волге, а вспомогательные строго перпендикулярны основным. Лучшие архитекторы-петербуржцы создавали архитектурный облик Рыбинска, среди них К. И. Росси, А. И. Мельников, М. А. Щурупов, А. А. Парланд, В. А. Шретер.
Визитной карточкой Рыбинска является Спасо-Преображенский собор, в чертах которого угадываются черты Исаакиевского собора, ведь он строился по проекту академика архитектуры А. И. Мельникова, участника конкурса на строительство Исаакия. Исаакиевский собор был построен по проекту архитектора Монферрана, который выиграл конкурс, а Мельников свой проект продал Рыбинску.
Во многом связь между Рыбинском и северной столицей России не только в архитектурном облике, планировке улиц, но и персонализирована. На заре общей истории строившейся столицы и провинции рыбинские купцы – Сыроежины, Григорьевские – были организаторами торговых и транспортных потоков, обеспечивавших Санкт-Петербург, они часто бывали там, лично общались с Петром I, финансировали его начинания. Рыбинские отходники уезжали на заработки в Санкт-Петербург, некоторые добивались успехов, признания, оставались в столице, создавали семьи. Некоторые возвращались на родину и приносили пользу родным местам. Такими примерами могут служить купец И. А. Миклютин, контролировавший ход строительства Спасо-Преображенского собора. На деньги известного купца Меркурия Комарова (уроженца деревни Кузовлёво Рыбинского уезда, выборного от купеческого сословия Санкт-Петербурга) было построено механико-техническое училище в Рыбинске по проекту архитектора Петербургского учебного округа А. Н. Иоссы (сейчас это корпус №1 Рыбинского государственного авиационно-технологического университета на улице Плеханова). Известно также, что Комаров М. внёс в Петербурге на строительство ремесленно-технической школы цесаревича Николая 150 тысяч рублей (сегодня на месте этой школы стоит один из корпусов Балтийского технического университета), сделал немало других пожертвований.
Ещё одно свидетельство глубокой внутренней связи столицы и провинции, Санкт-Петербурга и Рыбинска – судьбы православных подвижников. Среди них – святой воин адмирал Фёдор Ушаков, родившийся в 1745 году и до 16 лет воспитывавшийся в родительском доме в сельце Бурнаково современного Рыбинского района, окончивший своё служение на военно-морском поприще в Санкт-Петербурге. А также духовник монахов Александро-Невской лавры преподобный Серафим Вырицкий, уроженец деревни Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда. Духовную связь столицы и провинции укрепил, и всероссийский пастырь праведный Иоанн Кронштадтский, ежегодно в течение двух десятков лет, бывавший в Рыбинске.
Хочется заметить, что свидетельство такой духовной связи – и судьбы русских учёных, составивших славу отечественной науки: физиолога А. А. Ухтомского, радиотехника, разработчика зенитных ракетных комплексов А. А. Расплетина, востоковеда Н. А. Невского, физика-эколога К. Я. Кондратьева, этнографа-антрополога Д. А. Золотарёва. Все они выходцы из Рыбинска, в своё время ставшие петербуржцами.
В.Ф.Тимм. Литография. Исаакиевский собор, Спасо-Преображенский собор. Фото 1903 г. Неизвестный художник. Портрет купца Миклютина.
сооружаемый в Санкт-Петербурге. 1853 г. Середина XIX в. Х., м.
Железнодорожный вокзал. Фото 1951 г. Первомайский фарфоровый завод. С.В. Суханов. А.А. Ухтомский за работой. 1941 г.
С.В. Суханов. Бюст. «Адмирал Ушаков Ф.Ф.».
1950 - 1953 гг.
Академик К.Я. Кондратьев. 1970-е гг.